Блог "Время. Искусство. Жизнь"
 

                                                  

 

             Каждый раз, посещая музеи, выставки, салоны живописи, вернисажи, всегда наблюдаешь,  как  по разному люди реагируют на представленные произведения. Одни быстро пробегают по залу, задерживаясь у наиболее ярких работ, другие обращают внимание на одни картины и совершенно не обращают внимания на другие. Некоторые эмоционально выносят свои суждения касательно работ одобряя или отвергая сходу того или иного автора. Лишь не часто можно увидеть тех людей, которые подолгу простаивают перед какой-то  работой либо не торопясь двигаются вдоль экспозиции, периодически возвращаясь к тому или иному произведению. Почему происходит такая разная реакция зрителя? Как правило по двум причинам. Первая- само качество живописных работ, вторая причина- умение зрителя не только смотреть, но и видеть, а значит воспринимать. В определенной мере человек может развить в себе это качество, умение видеть. Так же как для умения слушать и слышать серьезную музыку нужна некоторая привычка, определенная подготовка, так и для восприятия зрительного образа в живописи нужно воспитывать свой глаз и свое сердце. Есть такое определение искусства, оно мне  нравится. «Искусство- есть жизнь Духа в материальной форме.»  Есть другое выражение «Дух творит себе формы», что тоже близко к пониманию искусства. Живопись уникальна,  в отличии  скажем от литературы тем, что она высказывает,  выражает то, для чего не хватает  слов. Очень тонкие миры нашей души находят  в ней свое отображение. Причем доступность зрительного образа мгновенна и универсальна, может быть понятна людям  разных народов без всякого переводчика.  Живопись-это носитель и создатель образа. И  этот образ в нашем сознании бывает отличен от того образа, который закладывал в него автор, художник. Как верно заметил поэт: «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется..». Поэтому вопрос «что этим хотел сказать художник» чисто риторический и даже не нужный. Вернее будет «а что в этом вижу я». Настоящее произведение всегда выше своего автора, более масштабное, более разностороннее. Почему? Потому что вот как раз в нем поселяется этот самый Дух, который делает картину живой и который входит в контакт с нашей душой, делая картину для нас близкой и воспринимаемой нашим сознанием. Всякая ли картина «живая»? Нет. Где нет Духа, нет и жизни. Мы знаем много правильных, технически мастерски выполненных картин, но пустых , вялых и в общем-то ненужных. Настоящая же, живая живопись ставит на одну ступень и  изощренный талант Дега, и наивного художника самоучку Пиросмани. Так как же смотреть живопись, чтобы она смогла раскрыть и показать свои лучшие качества, как установить этот невербальный контакт?  Один из способов-  это созерцание. Созерцание (в данном случае)- это неторопливое рассматривание, пробуждающее активное ассоциативное мышление. Погружение в мир образов, когда происходит аккумуляция виденного, пережитого и какого-то нового, еще не проявленного ощущения.  Все пережитое нами никуда не уходит, не пропадает, оно всегда с нами может быть в чуть измененном «идеальном» виде. Видеть не только глазами, но и сердцем! И это, будет самая, что ни на есть правда, которая реальней реальности.

           Интересная особенность живописного полотна-  быть точной «записной книжкой» чувств, настроения, движения души, энергии художника, которая частично передается и зрителю при созерцании. Но это еще не все чудеса. Картина пишет сама себя! С этим сталкивались разные люди, берущие в руки кисть, и я в том числе. Вначале ты намечаешь набросок, некоторый план написания работы, но по мере продвижения ты чувствуешь, что для большей гармонии надо что-то менять и искать некий интуитивные пути продолжения. В конце концов картина принимает вид законченной и гармоничной, хотя может быть уже далека от первоначального плана. Дух творит себе формы, помните? Ну и последнее наблюдение. Живопись на холсте, казалось бы, довольно статичное искусство,  в отличии скажем от динамичного кинематографа, да и музыка вне продолжительности звучания невозможна.  Взгляд же человека, при созерцании картины,  не только охватывает ее целиком, но и скользит по участкам, переходя от центра к периферии и обратно, различая цветовые и тоновые контрасты, соотношения масс, взаимоотношения фигур и пр. Таким образом, живопись приобретает динамику, постигается постепенно, раскрывается, но не вширь, а вглубь. Какое же удовольствие мы сможем получать от живописи, когда не только глаза, но и наше внутреннее зрение участвуют в этом великом празднике красок и духа!