Блог "Время. Искусство. Жизнь"
 

                                               

 

 

Живописные образы всегда привлекали людей, сопровождали их жизнь, начиная  еще с наскальных изображений древнего человека.  В них открывались зашифрованные смыслы, понятные современникам. В них человек на протяжении веков находил поддержку своему религиозному чувству, через живопись выражал свои эстетические запросы, душевные переживания, искал ответы на волнующие смысловые запросы. Со временем картины перестали быть достоянием  только культовых и дворцовых собраний. Живопись прочно вошла в наши дома, стала не только украшением стен, но и разговором нас с самими собою, а выбор картины – индивидуальным процессом выражения собственной личности, где мы проявляем  уже свои творческие способности, свои эстетические и мировоззренческие взгляды. Таким образом, мы становимся  сотворцами. А художник в своем произведении оставляет законченность лишь формально-красочную, поверхностною. Заканчивает, довершает  картину полностью лишь наше сознание, определяет ей место и духовную ценность. Давайте подумаем и попытаемся ответить на вопрос - а кто же эти люди, которые ходят в музеи, посещают выставки, которые не могут жить в пустых стенах, и готовы тратить довольно внушительные деньги, не считая это делом пустым, а наоборот, считая необходимым и правильным. Такое « инвестирование» в собственное духовное и эстетическое развитие. Проще говоря, это люди, которым стали узки рамки своей профессиональной или иной деятельности, душа которых просит чего-то большего, причем настоящего. Не легких и привязчивых, внешних  ,завлекательных и пустых при этом форм медийного ширпотреба , а камерного и глубинного, что может дать лишь настоящее искусство. Как правило, это  люди очень талантливые по природе. Талантливые врачи, инженеры, военные, предприниматели, писатели, певцы , режиссеры, математики, музыканты….всех и не перечесть. Коллекционер Георгий Костаки был водителем, Михаил Алишбай, читающий лекции по искусству  –  врач, коллекция  живописи пианиста Рихтера вошла в музей частных коллекций ГМИИ им. Пушкина, не говоря уже собрания таких предпринимателей как Третьяков, Щукин, Морозов, ставших гордостью страны. Но не величина  собрания является определяющим. Множество людей, моих знакомых радуются наличию в их доме картин. С картинами прибывает и дух эпохи, и настроение сегодняшнего дня. Даже в зависимости от нашего настроения, мы каждый раз по - другому вглядываемся в эти сочетания цветов или графических линий. И они нам говорят что-то новое. Картина становится другом, членом семьи, воспитателем чувства прекрасного в наших детях. Искусство, проникая со стен в сердце, цепляет и пробуждает творческие силы человека. Зачастую обладатели своих домашних пусть небольших собраний сами берутся за кисть, пытаясь выразить себя через живопись. Певец Муслим Магомаев писал портреты, режиссер Станислав Говорухин - пейзажи, космонавт Валерий Леонов – просторы космоса, актер Сталлоне абстракцию. Художники, могущие оценить живопись и талант своих коллег, зачастую обмениваются работами , приобретают их у своих друзей желая оказать моральную и посильную финансовую поддержку. Некоторые вдохновляются картинами гениальных современников или предшественников. Гоген и Матисс имели у себя работы Сезанна, ни за что не хотели расставаться с ними даже в трудные времена. Пикассо вешал работы Матисса, великий преобразователь натюрморта Джорджо Моранди любовался этюдами Джузеппе Креспи, а режиссер Микеланджело Антониони покупал картины Моранди. Вот оно, взаимопроникновение искусства во всех и вся, вот «жизнь духа в материальной форме». И как точны здесь  строки- пожелания о живописи Николая Заболоцкого:

                                            «Любите живопись, поэты!

                                              Лишь ей, единственной, дано

                                              души изменчивой приметы

                                               переносить на полотно... "