Блог "Время. Искусство. Жизнь"
 

Вечность и иллюстрации. Хотелось бы уточнить , что под этим понимается. Или что подразумевается мною. Мы говорим об искусстве. В терминах мне близко такое определение. Вечность - присутствие прошлого, настоящего и будущего ( мы не знаем точно, но можем утверждать с большой долей вероятности) в одном произведении искусства. И это то, что вошло в культурообразующий слой, фундамент цивилизации. От наскальных рисунков , пирамид до скульптур Микеланджело, картин Рафаэля, Ван Гога и Ротко. И еще много много  чего, чем мы восхищаемся, что востребовано нами сегодняшними и будет необходимостью завтра. Это не смотря на время создания , различия в национальных культурах , утрате "сиюминутной правильности понимания". Что это за "сиюминутная правильность понимания" ? Мы сейчас смотрим на картину условного Рафаэля с нашим современным сознанием, получаем впечатление, основанное  на нашем опыте человека начала XXI  века. Современники Рафаэля глядя, на его картину получали несколько иное, отличное от нас  впечатление основанное на их "эпохальном" сознании. Так же можно сказать о картинах Ван Гога и, подавно, разное впечатление у нас с современниками наскальных рисунков. Но наличие "вечности" в этих произведениях позволяют сегодня воспринимать их, спустя столько лет, так же своими. Их воздействие -духовное,, интеллектуальное, эмоциональное, не потеряло свою силу. Оно  каким -то образом "осовременнилось". Как это происходит, что из миллионов художников и еще большего количества их творений, человечество сохранило именно эти имена и артефакты. Это загадка, тайна, интрига.
Посмотрим словарь.
ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (от лат. illustratio – освещение, наглядность), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст лит. или науч. произведения; разновидность изобразительных искусств...
В контексте нашего повествования, а мы говорим об искусстве и о живописи в частности. Иллюстрация это изображение дополняющие и разъясняющее  изображение. Звучит  парадоксально и странно. Но попробуем разобраться. Начнем с конечного результата. С впечатления, которое произвела картина на зрителя. Назовем впечатление - осознанное ощущение, которое возникает от просмотра.
Оно достигается с помощью двух составляющих. Внутренней , то есть сути высказывания художника. Его иногда можно описать словами, а иногда нет, в этом сила и специфика живописи. Вторая составляющая отвечает на вопрос "как". Это совокупность технических приёмов и пластического языка. Для зрителя основа впечатления - суть высказывания. Как этого добился художник для него не так важно. По крайней мере при первом знакомстве. Увидел - и был захвачен этой картиной, ощутил суть, эмоцию, переживание, катарсис, восторг. "Девочка на шаре" Пикассо - что хотел сказать художник и что стало побудительным мотивом никто не знает. И даже если есть такие сведения, то ничего не надо говорить. Картина говорит за себя языком цвета и форм.. "Подсолнухи" Ван Гога. Никто не спросит какой  сорт подсолнухов изображен. Красиво и точка! Картина "Бар в Фоли Бержер" Эдуарда Манэ со множеством деталей и кажущийся типично иллюстративным дополнением к тексту Золя. Но нет. Никто не будет пытаться прочесть этикетки на бутылках. И не так важен наряд девушки за стойкой и количество посетителей. Картина о чем-то существенно бОльшем, она вся погружена во внутреннее чувство. Или "Голубая обнаженная" Матисса состоящая из всего из одного элемента.
"Иллюстратио" по латыни значит освещение. Осветить можно только поверхность, то что снаружи. Еще говорят - это внешность. Живопись, как это не парадоксально звучит в своем идеале должна уйти от внешности. Вечности не нужны иллюстрации. Суметь показать красоту скрытую на другом уровне сознания ту ,что невидима для глаз. Именно она составляет основу гармонии явленную нам в вечности. Эта красота легко считывается всеми поколениями людей, сохраняет от распада, становится связующим звеном между эпохами ,является мостом в будущее без которой цивилизацию ожидает духовный хаос и саморазрушение.